Форум » Явный форум » Вера и знание » Ответить

Вера и знание

Migel: Вы подозреваете, что Высший Разум все-таки существует? Вас интересуют различные вероучения и феномены религиозной жизни? Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности с религиозными клиентами или коллегами? Вас это беспокоит? Вы хотите об этом поговорить?

Ответов - 130, стр: 1 2 3 4 5 All

Migel: В предварительной переписке с одним из постоянных участников этого форума у меня окрепло убеждение в необходимости открытия отдельной темы, актуальность которой, как мне кажется, вряд ли может вызвать сомнения. Культурное наследие человечества сформировано многими явлениями, в числе которых религия занимает особое место. Как бы ни развивалась наука, в том числе, психология, с религиозными и вероучительными моментами ей все равно приходится сталкиваться. Они тесно вплетены в культуру, быт, мировоззрение, психику людей. Хотелось бы этого или нет, но именно с последним психологу приходится иметь дело, каково бы ни было его личное отношение к тем или иным религиозным взглядам. Лично я считаю, что психолог, не разделяющий религиозных убеждений клиента или, более того, вообще равнодушный к вопросам религии, вряд ли сможет существенно помочь последнему в решении его глубоких проблем, потому что, вероятнее всего, они будут связаны и с его религиозными убеждениями. В глазах верующего человека психолог, не разделяющий его убеждений (пусть и относящийся к ним с уважением) - все равно что проповедник другой конфессии. Участие с его стороны, в большинстве случаев, изначально будет восприниматься критически и избирательно - полный и продуктивный контакт вряд ли возможен изначально. Какие-то вопросы, безусловно, могут быть разрешены в рамках общечеловеческих культурных понятий, но глубинные первопроблемы клиенту в таком случае все равно предстоит решить самостоятельно, к чему он уже не способен, поскольку затем и пришел к психологу. Поэтому, я в этом контексте склоняюсь к конфессионально-ориентированной психотерапии. Однако, на этот счет могут быть и другие мнения. В любом случае, разбираться в этих проблемах психологу все равно придется и формальный подход в этом вопросе, в лучшем варианте, не даст результата. А в худшем - результат будет отрицательным, поскольку неосведомленность в существенных вопросах и догматах веры или поверхностное их знание сразу чувствуются и эта ситуация может с самого начала послужить причиной возникновения недоверия у верующего клиента к психотерапевту. Смею предположить, что сейчас подходит волна массовых разочарований в традиционных вероучениях, что связано с самодискредитирующей деятельностью представителей соответствующих конфессий. Прежде всего, я имею в виду Православие, как самую многочисленную в нашей стране религиозную конфессию. Многие люди, возможные клиенты психологов, не разделяют в своем сознании вероучение и церковь, как организацию, и разочарование в деятельности последней сказывается на отношении к первому, а это - мировоззренческие коллизии, которые, вне всякого сомнения, могут послужить причиной психических расстройств, с которыми и предстоит иметь дело психологам в недалеком будущем, а может быть, уже и в настоящем. Здесь я постараюсь не скатиться в религиозную пропаганду и назойливое проповедничество, но свои взгляды на те или иные вопросы, тем не менее, буду излагать, исходя из своих личных религиозных убеждений. Быть христианином, тем более православным, в нашей стране уже не модно, более того - к сожалению, это уже становится шаблоном умственной отсталости или нравственной нечистоплотности - слишком много отрицательных примеров. Поэтому надеюсь, что мои высказывания не будут восприниматься, как мотивированные выгодой быть приверженцем именно этого вероучения. Предлагаю всем участникам форума высказываться по наболевшим вопросам, возможно, какие-то из них и будут разрешены, благодаря совместному участию в обсуждении.

net_bonnaud: Для меня лично соотношение знания и веры действительно неоднозначно.. И вызывает много чувств.. Я "подозреваю",что Высший разум, он же какой-то порядок или закон, благодаря которому все находится в "движении", или попросту живет, существует. Однако пока я не встречала такой религии, которая полностью бы соответствовала моим смутным ощущениям, или отражала бы их (я говорю об основных религиях: христианство: православное, католическое, протестантизм; буддизм и ислам). Конечно, досконально я эти вопросы не изучала, а то, что пыталась отталкивало или я не находила применения этому в своей жизни, но ощущение неразрешимости вопроса осталось... Конечно человек стремится все изучить, понять и объяснить, справится с тревогой неопределенности и непредсказуемости жизни, человек ищет смысл или объяснение происходящему. Думаю, в моем возрасте, сложно прийти к однозначности в этом вопросе, если это вообще возможно.. И надо ли, отсутствие ответов на некоторые очень интересующие вопросы стимулирует искать их, а это постоянное движение или рост.

kuzinator13: Наташ, открытие данной ветки в продолжение последней посиделки :)


Сергей: Ура!

Migel: Что-то я никак не пойму, как это может быть: они там себе посиживали, а я тут продолжаю? Какая несправедливость! Протестую! kuzinator13, выдайте, пожалуйста, в эфир расшифровку вашего кодированного сообщения, потому что в компании больше двух шептаться неприлично!

Сергей: Начинаю библиографию по теме: Из «Современного психоанализа» Томэ и Кэхеле главы: Образ Бога как проекция (стр. 704) и Аналитик на тонком льду теологии? (стр. 710). Фрейд З. "Будущность одной иллюзии." В кн. "Сумерки богов." Фромм Э. "Психоанализ и религия." В кн. "Сумерки богов." Если у кого-нибудь есть ещё материалы, прошу подкинуть, потому что готовлю семинар для сотрудников Центра.

Migel: net_bonnaud пишет: сложно прийти к однозначности в этом вопросе, если это вообще возможно.. И надо ли, отсутствие ответов на некоторые очень интересующие вопросы стимулирует искать их, а это постоянное движение или рост Я думаю, что ответы все-таки должны находиться, иначе накопление неразрешенных вопросов может привести к лавинообразной фрустрации. За разрешением одного вопроса, как правило, следует возникновение новых и рост, на мой взгляд, состоит именно в последовательном разрешении этих, скорее всего усложняющихся, вопросов. Тогда и движение будет иметь вектор, а не носить беспорядочный характер.

Migel: По запросу Сергея: Белорусов С.А. Целительное событие: искусство практической транспсихотерапии. Краеугольный камень исследования - грани и аспекты соотношения психотерапии и религии, а плод этого синтеза - собственно, тема этой книги. ...Издание является путеводителем по транспсихологии для профессионалов-практиков, а также для круга читателей, глубоко интересующихся проблемами психотерапии. Автор - психиатр и психотерапевт с 20-летним клиническим стажем и фундаментальной теологической подготовкой. Роберто Ассаджиоли. Нервные и психические расстройства, сопровождающие духовное развитие человека (Из книги «Психосинтез»)

net_bonnaud: kuzinator13 пишет: Наташ, открытие данной ветки в продолжение последней посиделки :) Это каким-то мистическим способом случилось, само собой, вернее с помощью Migel. Наверное, явление синхронии!

net_bonnaud: Migel пишет: Что-то я никак не пойму, как это может быть: они там себе посиживали, а я тут продолжаю? Какая несправедливость! Протестую! kuzinator13, выдайте, пожалуйста, в эфир расшифровку вашего кодированного сообщения, потому что в компании больше двух шептаться неприлично! Посиделка была по поводу акции на День психического здоровья, а тема о религии зашла после того, как я с коллегами поделилась, что меня приглашали на собеседование по работе с нарозависимыми и алкоголиками в Ставропольскую Епархию, мне было интересно, что коллеги думают!

Migel: Ой, не ходите, девки, замуж в Ставропольскую епархию! Я там был, работал целых 5 лет - точно знаю . Без специальной подготовки можно получить глубокий когнитивный диссонанс - место особое...

lexx: А что, такая посиделка уже случилась? Я надеялась поучаствовать... Жаль

Илоночка: Вас это беспокоит? А меня как-то нет. Колдую себе потихонечку без всякого беспокойства...

Migel: Святая инквизиция учтет Ваше чистосердечное признание

net_bonnaud: Migel пишет: Ой, не ходите, девки, замуж в Ставропольскую епархию! Я там был, работал целых 5 лет - точно знаю . Без специальной подготовки можно получить глубокий когнитивный диссонанс - место особое... Я, наверное, интуитивно почувствовала, что мне не туда... Еще больше убеждаюсь в правильности своего решения. Спасибо за мнение!

net_bonnaud: lexx пишет: А что, такая посиделка уже случилась? Я надеялась поучаствовать... Жаль Катя, псиделка была фактически после акции (впечатления были еще свежи), но вроде как к ней не приурАчивалась.. Случилась она после вечернего собрания по Святкам, ты еще тогда была в офисе. А вот по поводу отметить непосредственно акцию 9 октября - это вопросы к Наталье Поповой, она вроде обещалась, а теперь вот молчит...

lexx: Ааа, понтяно. Спасибо за разъяснения.

net_bonnaud:

Илоночка: Migel пишет: Святая инквизиция учтет Ваше чистосердечное признание А Вы, Migel, оказывается ябеда....

Сергей:

Migel: Карательных операций в ближайшем будущем не планируется - мы пока что просто составляем списки

Сергей: Гарри Поттер принял православие http://www.rus-obr.ru/ru-web/9754

Илоночка: Migel пишет: мы пока что просто составляем списки Вот я и говорю - ябеда. Павлик Морозов

Migel: Илоночка, мы же с Вами не родственники, по крайней мере, точно не близкие, какой же я Павлик? И хвамилие мое совсем другое. А списки - это чистая формальность, как например, свидетельство о браке, которое само по себе не гарантирует долгой и счастливой жизни.

Migel: А вот что касается Гаррри, нашего, Поттера и "пресловутого" Православия - тут уж я позволю себе пространное выступление. Позволяю я это себе хотя бы потому, что Поттер по-английски означает то же самое, что и Альфареро по-испански. Украинцы называли бы его Гончар, ну а у русских фамильная традиция подразумевает, что данный человек является сыном уже известного другого человека: Михаил, Гончаров сын - так, например, было принято называть человека на Руси несколько веков назад, а сейчас подразумеваемое слово "сын" упразднилось и человека зовут Михаил Гончаров. Ссылка Сергея меня весьма опечалила, но не потому, что я увидел в этом что-то обидное, а потому что материал этой заметки - еще одно свидетельство того, что мракобесие процветало, процветает и, наверное, будет процветать. Людей недалеких всегда было достаточно много, по крайней мере, их всегда было значительно больше людей образованных или, хотя бы, думающих. Человек не выбирает, в какой семье ему родиться и какое получить воспитание. Не его вина, если он должного от родителей не получил, но даже в этом случае не все потеряно - вспомним добрым словом еще одного Михаила, Ломоносова сына. Однако, хуже всего бывает, когда недалекий или просто некомпетентный в каких-то вопросах человек получает возможность делать публичные заявления или совершать какие-то общественно-значимые действия от имени какой-либо общности, к которой считает себя принадлежащим. Герои той статьи, ссылку на которую дал Сергей, - яркий тому пример. Я больше чем уверен, что они не только не читали книг Джоан Роулинг, но даже не пытались узнать, что об их содержании думают более образованные люди, принадлежащие той же общности (в данном случае я имею в виду Православную церковь, как религиозную общность). История Гарри Поттера не только не противоречит христианскому духу, но во некоторых местах имеет явный евангельский подтекст, хоть и написана в форме сказки. А ее автор не скрывает своих религиозных убеждений и, более того, по завершении своего труда призналась, что изначально задумывала его, как имеющий христианский смысл. Лучше меня об этом говорит довольно известный представитель упомянутой мною религиозной общности, гораздо более меня образованный. Поэтому я не буду пытаться его пересказывать, а предлагаю интересующимся узнать, каково мнение здравомыслящих и компетентных представителей Православия по данному вопросу. В этом выступлении, разбитом на 4 части, кроме центральной темы о моем однофамильце, как ни странно, упомянута и инквизиция, а также затронуты другие вопросы, о которых я писал в теме "Зачем нужен сон" (о смерти и смелости). Общая продолжительность записи - чуть более получаса, но надеюсь, сожалений о потраченном времени не будет.

Сергей: В 643 году лангобардский король Ротари своим эдиктом запретил христианам верить в то, что женщины могут быть вампирами и высасывать кровь живых людей. Карл Великий в 787 г. своим капитулярием установил смертную казнь в наказании тем, кто на основании веры выискивает и убивает мнимых колдунов.

Migel: - Ведьму сжечь! - Ваше Высокопреосвященство, но она же такая красивая!.. - Ладно, но потом все равно сжечь!

Migel: Среди выступавших перед выпускниками Стэнфорда были и другие, не менее интересные рассказчики, чем покойный Стив Джобс. Предлагаю вниманию публики получасовое выступление биолога, невролога и нейрохирурга Роберта Сапольски. Возможно, вы удивитесь, почему я в этой ветке форума рекомендую к просмотру речь убежденного атеиста, но я много раз замечал, что человек совсем не то, что он сам о себе говорит: не все, кто считают себя верующими, на самом деле ими являются - то же самое можно с уверенностью сказать и о людях, считающих себя атеистами. Эрих Фромм считал себя атеистом, но его труд "Искусство любить" лично мне говорит об обратном - более высокое понимание главной христианской добродетели редко встретишь в трудах религиозных писателей. Сына профессора Киевской духовной академии, М.А. Булгакова в религиозной среде принято считать чуть ли не безбожником и чернокнижником, однако именно его знаменитый и, наверное, самый популярный роман в свое время неявно выполнял очень важную функцию, возвращая материалистов в систему религиозных координат: перестав чувствовать любовь Бога к себе и при наличии усиленной пропаганды, можно потерять веру, но, как ни странно, столкновение с действиями нечистой силы, может подтолкнуть к размышлениям в обратном направлении. Атеисты, на мой взгляд, во многих случаях заслуживают похвалы, ввиду своей жажды чистой истины и смелости к обличению заблуждений. Другое дело, что открытые истины они трактуют в соответствии со своими убеждениями, тем самым проявляя преданность и приВЕРженность своему учению, но эта преданность, опять же, заслуживает уважения, да и умный человек наверняка сможет отделить зерна от плевел и извлечь для себя много полезного даже из слов оппонента. Еще мне показалось довольно интересным, что рекомендуемый мною атеист обладает поистине библейской внешностью. Роберт Сапольски. Что в нас особенного?

net_bonnaud: Migel пишет: - Ведьму сжечь! - Ваше Высокопреосвященство, но она же такая красивая!.. - Ладно, но потом все равно сжечь!

Migel:



полная версия страницы